Что хотел сказать автор
Люди придумали много способов общаться: они разговаривают, поют, читают стихи, рисуют и лепят. Всё это — разные виды коммуникации. Я работаю только с одним видом — нехудожественным текстом. И мне любопытно, какое место он занимает в системе коммуникаций.
Текст начинает любое искусство
Учителя задают школьникам вопрос «Что хотел сказать автор?». Они считают его уместным и для стихотворений Бродского, и для картин Моне. Сама постановка вопроса подразумевает, что любое произведение начинается с нехудожественного текста и им же заканчивается. Как будто произведение проживает такой цикл:
- Автор создает мысль, выраженную простыми словами. Например, «советские люди забыли праздник Рождества, поэтому не получат изобилия, славы и бессмертия».
- Автор заворачивает эту простую мысль в образы и метафоры. Создает что-то вроде шифровки. Получается «Рождественский романс» Бродского.
- Читатель расшифровывает метафоры и заново формулирует мысль автора простыми словами. Получается лекция на Арзамасе .
В основе каждого произведения — нехудожественный текст. Понять произведение — значит заново сформулировать мысли, которые автор в нем спрятал.
Искусство живет параллельно
Художники насчет первичности текста не согласны. Они уверяют, что не загадывают загадок, не прячут смысл в метафорах. Говорят, что показывают читателю образы точно такими, какими сами их видят.
Эдвард Хоппер — художник и урбанист. Фото из парка Горького в Москве
О том же сказал фотограф Льюис Хайн: «Если бы я мог рассказать историю словами, мне не надо было бы таскать камеру». Значит, школьные учителя ошибаются: автор говорит ровно то, что хотел, и в той форме, которая передаст идею наиболее точно.
Многие из этого делают вывод, что искусство вообще не нужно объяснять словами. Однажды я была на семинаре по актерской пластике. Преподаватель сказал, что танцем можно выразить что угодно и доказательство показал пластическую импровизацию. Когда музыка стихла, голос из зала спросил:
— Ну и что всё это значило?
Другой зритель ответил:
— Все уже сказано. Танцем.
Если в произведении нет зашифрованной словесной мысли, то и анализировать нечего. Произведение и есть самое полное объяснение самого себя.
Текст рационализирует искусство
Даже если автор не заложил в произведение идею специально, он все равно проговорится. Когда архитектор строит дом, а художник рисует тюльпаны, он непроизвольно приносит в работу идеи эпохи и свое мировоззрение.
«Часто бывает, что художник действительно хочет что-то сказать, и обычно это такое очень болтливое искусство, очень литературное. Как для своего времени передвижники, допустим. Но очень многие вещи говорят с вами через постройку, через картину, хочет автор этого или нет, планировал ли он это вам сообщить или нет. На самом деле, когда художник именно хочет вам что-то сказать, вы всего меньше этому верите. Советская архитектура середины века — замечательный тому пример».
Историк искусства Вадим Басс
Художник в своей работе уже сказал всё, что хотел, в самой естественной форме. Поэтому спрашивать «Что хотел сказать автор?» — неверно. Но анализировать произведение можно: рационально описать то, что в искусстве живет в виде случайных оговорок. Такой анализ — не разгадка, не перевод, а самостоятельное произведение. Оно существует параллельно живописи, архитектуре или поэзии.
А школьникам я бы задавала вопрос так:
Клод Моне, «Тюльпаны Голландии», 1872
Что сказал автор? Или — о чем проговорился автор?
Еще по теме
Безликие тексты
Деталь и подробность
Эклектика
Сильные слова
Но ведь это всё про догадки! Конвертация искусства: картину в «что сказал автор», книгу в сценарий, сценарий в фильм, стихотворение в песню — всегда область догадок и переосмысления. Особенно конвертация между разными областями (вербальное, изобразительное, музыкальное).
Что сказал автор — это вопрос в пустоту, и ответ на него найти невозможно, разве что если спросить самого автора.
Что вы увидели и почувствовали, какие отсылки увидели — это идеальные, на мой взгляд, вопросы что школьникам, что взрослым людям. Во всяком случае, свои мысли и чувства, свой культурный багаж — это единственное контролируемое и осязаемое нами.
Мне нравится и постановка вопроса, и комментарий Евгения. Я бы пошел дальше и спрашивал школьников, что им есть сказать по поводу увиденного. Мой учитель литературы поступал именно так: побуждал нас выражать своё мнение, а потом сталкивал в диспуте. Было много визга и мало толка, но развивалось мышление ;)
Ох, я вот немного сам пописываю стишки и пытаюсь по ходу анализировать весь процесс. Вот что я обнаружил.
Про деталь с тобой Надежда Шапиро спорит .