О чем спросить заказчика
Прежде чем что-то писать, нужно разобраться в теме. Пара слов, точно подобранных под задачу проекта, сработают лучше, чем многостраничник без цели. Если копирайтер и дизайнер не поняли задачу, никто не прочитает текст и не нажмет на кнопку. А заказчик ничего не заработает. Поэтому исследование — единственное, что нельзя пофлексить.
Иногда изучение темы требует больше времени, чем сама работа. Предположим, мне заказали статью. Я напишу ее за 8 часов, но сначала потрачу 48 часов на исследование. Некоторых заказчиков это сводит с ума: сроки горят, а копирайтер ничего не пишет, только гуглит и задает вопросы. Но иначе после запуска выяснится, что текст не работает. И придется все начинать сначала: 48 часов на исследование и 8 на работу. Так что привычка проводить исследование экономит время.
Чтобы не забыть какой-нибудь вопрос, я собираю чек-лист. Дополняю его для разных случаев: фриланс, большой проект или текущая работа на компанию. Вот мой список.
О бизнесе:
- на чем и как компания зарабатывает;
- какая у нее репутация;
- кто главные конкуренты;
- мы продолжаем существующий проект или запускаем новый;
- если новый, то почему именно сейчас;
- если старый, то какие результаты были раньше;
- каковы цели проекта;
- как он поможет заработать деньги?
О продукте:
- какие проблемы он помогает решить;
- какие у него преимущества;
- какие недостатки;
- какие условия и ограничения для пользователей?
Об аудитории:
- кому подходит продукт;
- кому не подходит;
- кто наши клиенты сейчас;
- каких клиентов мы только хотим привлечь;
- что клиент знает о компании, а чего пока не знает?
О сценарии:
- где и при каких обстоятельствах клиент увидит наш текст;
- какие шаги он пройдет, чтобы его увидеть;
- куда мы хотим его направить из текста?
Об условиях работы:
- с кем мне стоит контактировать по проекту;
- какие могут возникнуть проблемы;
- каков бюджет;
- когда дедлайн и почему;
- что заказчик будет считать успехом проекта;
- кто будет отсматривать промежуточные варианты и принимать результат;
- могу ли я потом узнать, насколько успешным оказался проект?