Сексизм в профессии
Мои коллеги обсуждают сексизм: некоторые девушки-редакторы видят дискриминацию на работе и учебе, а другие считают проблему раздутой . Я хочу поговорить о том, как отличать сексизм от не-сексизма, а для этого сначала нужно залезть в теорию.
Вчера я зашла в гости к другу детства Андрею. Он работает на заводе, а его жена Галя — в детском саду на две ставки. К чаю Галя подала домашний бисквит с маком. Я удивилась, как она успевает печь пироги после двух смен на работе. За нее ответил Андрей:
— Так в детском саду же!
— Я тоже работала в садике, меня хватило на 3 месяца. Дети орут, не слушаются, а если что-то случится — тебя посадят.
— Да ей за две смены платят меньше, чем мне за одну. Какая это работа?
Так Галя узнала, что муж считает её труд развлечением, а настоящим делом — быт. Удивительно, но такой же спор мог произойти в семье фабричных рабочих конца XIX века.
Как появился сексизм
При феодализме экономической единицей был не один человек, а семья. Ею руководил мужчина: он работал, владел всем имуществом, решал социальные и политические проблемы. Женщина занималась внутренними делами семьи: вела хозяйство, рожала наследников. Именно такой уклад обычно называют «патриархальной семьей».
С началом промышленной революции жизнь изменилась. Фабрикантам понадобились рабочие руки, труд на станках и конвейерах не требовал физической силы, поэтому на работу брали и женщин. Это было выгодно по нескольким причинам:
Из-за патриархального воспитания женщины работали без жалоб и за меньшие деньги. В то время им платили в 2 раза меньше, чем мужчинам за тот же труд.
Женщины создавали конкуренцию на рынке труда, что понижало зарплаты всех работников.
Если работал только муж, его зарплаты должно было хватать на троих: на него, жену и незамужнюю дочь. Когда женщины выходили на работу, фабрикант получал троих работников за те же деньги.
Работницы текстильной фабрики , Южная Каролина. Декабрь 1908
В XIX веке домохозяйки шли на фабрики: теперь они могли сами себя обеспечивать, профессионально реализоваться. Их жизненное пространство теперь не ограничивалось стенами дома, а круг общения — друзьями мужа и родственниками. Тогда же начала разрушаться традиционная патриархальная семья.
Но отношение к женщинам менялось медленно. Считалось, что работницы занимаются не своим делом, поэтому им платили в два раза меньше за тот же труд. Считалось, что приличные женщины ждут мужа дома, поэтому фабричных работниц обвиняли в аморальности. Считалось, что женщина должна вести быт и воспитывать детей, даже если провела 12 часов на работе. Так появилась то, что феминистки назовут «двойной занятостью»: одну смену женщины отрабатывают на фабрике, а вторую — дома. Общественная роль женщин менялась быстрее, чем отношение к ним.
Предрассудки не исчезали быстро из-за консервативной общественной морали, а еще — потому что равноправие слишком дорого обошлось бы фабрикантам. Они нанимали на работу женщин и одновременно спонсировали журналы с пропагандой патриархальных ценностей. Пока общество держится сексистских предрассудков, фабриканты могут платить женщинам меньше и не оплачивать столовые, детские комнаты и прачечные — дома женщины заменяют поваров, нянек и прачек бесплатно.
Но женщины поняли, что для неравенства больше нет объективных причин. Так начался феминизм: «марши пустых кастрюль» за равную оплату труда, выступления суфражисток за избирательные права. Потом подтянулись биологи, социологи и прочие ученые. Они доказали, что женщины не уступают мужчинам, а их подчиненное положение — результат общественного устройства, а не биологической предрасположенности.
Женские демонстрации конца XIX — начала XX века
Экономические роли
Сейчас в России работают
51% мужчин и 49% женщин
— почти поровну. Женщины работают наравне с мужчинами, но феодальное представление об экономических ролях не исчезло до сих пор. Считается, что мужчина — добытчик: строит карьеру, побеждает врагов. А женщина — хранительница очага: ждет мужа дома, готовит и растит детей. Из-за этого предрассудка женщины медленно развиваются в профессии.
Среди руководителей 61% мужчин и 39% женщин. Среди работников, занятых оформлением документов и обслуживанием — 11% мужчин и 89% женщин. Зарплата женщин на треть меньше, чем у мужчин (не за тот же труд, а просто в среднем).
Поскольку общество отводит нам разные роли в экономике, то ждет разных способностей и качеств. От мужчин ждут силы и смелости, от женщины — красоты и покорности. Но об этом подробнее в следующем посте: если вас интересует тема сексизма, напишите об этом в комментариях — тогда в следующий раз расскажу о гендерных ролях.
Что почитать-посмотреть
Ф. Энгельс «Происхождение семьи, частной собственности и государства» — насколько я знаю, это первая работа, которая связывала положение женщины в обществе с ее ролью в экономике.
И. Кон «Клубничка на березке» — очерк истории русской сексуальной культуры. Кон собрал интересную фактуру.
А. Форти «Объекты желания» — книга об истории дизайна, но в ней много сведений о том, как менялось положение женщин во время промышленной революции.
«Ангелы с железными зубами» — фильм об истории движения суфражисток в США.
«Суфражистка» — фильм скоро выйдет в российском прокате.
Жду продолжения
Напишите, пожалуйста, продолжение. Вас очень интересно читать )
Очень круто, спасибо.
Вот еще интересное по теме: http://arzamas.academy/materials/959
По ссылке интересно, но без специальных скилов не поймешь. «Гендерный дисплей» — не, не слышала.
Не по теме: книга Форти называется «Объекты желания».
Ой, точно, спасибо
Прочитал, но так и не понял — почему мне должна быть интересна тема сексизма? В чем польза, в терминологии Ильяхова?
Александр, вам тема не обязательно должна быть интересна. Это пост для тех, кто уже спорит о сексизме — так и заявлено в лиде.
Я могла бы написать пост о том, как проявляется сексизм на работе, чем это плохо для вас, для меня и для самой работы. Но, чтобы мы друг друга поняли, нужно сначала договориться, что такое сексизм. Иначе в ответ на каждую мою фразу вы будете возражать: «А почему появилось неравное отношение? Разе не из-за природных различий?» или «Разве это сексизм?»
Вы правы: пост получился бы интереснее, если сразу перейти к сути, дать примеры. Можно к тому же столкнуть два мнения, обострить конфликт. Тогда будет еще интереснее. Но моя цель на этот раз не привлечь внимание и тем более не развлечь. Я хочу аккуратно разложить все по полочкам, потому что тема деликатная.
Конфликт, который вы называете сексизмом, не имеет отношения к мужчинам или к женщинам, это частный случай несправедливости, которая вообще присуща этому миру. Но могу рассказать две истории о Германии — стране, где воюют с сексизмом намного дольше, чем в России, и победили его. Вот что из этого вышло.
История первая
Я переводил переговоры в Мюнхене. На ужин после подписания соглашения очень пожилой немец — директор депертамента — пригласил супругу. Дама выглядела потрясающе для своего возраста. Я бы дал ей не больше пятидесяти, но оказалось, что ей шестьдесят семь. Я сделал комплимент, она поблагодарила, так завязался разговор о жизни в России, о спорте, о музыке, о кино. Стандартный светский треп. После ужина дама, сохраняя непринужденный тон, пригласила меня поехать к ним домой и заняться с ней сексом. Предложение она озвучила прямо при муже, который, не моргнув глазом, сказал, что он будет рад, если я пересплю с его женой — сам он давно ничего не может в постели.
История вторая
Русский врач нанял меня переводчиком на повышение квалификации, которое он проходил в клинике нейрохирургии Эрлангена. Главврач привел нас в отделение невропатологии и представил персоналу — пяти женщинам среднего возраста — как дорогих гостей. После знакомства одна из них спросила, не хотим ли мы кофе. Мы хотели. Тогда она показала в конец коридора и объяснила, где взять кружки. Потом — нарисовала схему, как дойти до кофемашины. При этом в отделении реанимации мужики не обломались проявить гостеприимство и принести нам напитки, хотя схема их получения была точно такой же.
Истории должны были доказать, что в Германии победили сексизм? Или показать, что борьба с сексизмом приводит к жутким вещам? Или и то, и другое?
Свинг мне предлагали и в России, не вижу тут ничего сугубо-германского. Но давайте оставим эту тему, мы же про сексизм на работе говорим.
Про медицину у меня был такой разговор с подругой из Германии, студенткой медицинского:
— У нас в России 80% работников медицины — женщины (да, я помню эти цифры наизусть, не смейтесь).
— Да? Повезло. У нас в медицине работают в основном мужчины. Женщин берут медсестрами, реже — врачами и совсем редко главврачами.
— Странно. У нас, наоборот, мужчины редко работают в медицине, только если на топовых позициях. Потому что медицина вместе с образованием и соцсферой входит в пятерку самых низкооплачиваемых сфер (да, наизусть).
— Ааа, вот в чем разгадка. У нас клиники частные, и работа врача, наоборот, хорошо оплачивается.
Я это вот к чему: если работа хорошо оплачивается, там будет больше мужчин, если плохо — женщин. И не важно, о какой стране или о какой отрасли идет речь.
Чудесная статья.
Обычно разговоры о сексизме сводятся в плоскость «открывания дверей и тяжёлых сумок». Спасибо, что вы не пошли по лёгкому пути.
«Я это вот к чему: если работа хорошо оплачивается, там будет больше мужчин, если плохо — женщин. И не важно, о какой стране или о какой отрасли идет речь.»
Среди шахтеров очень мало женщин. Среди водителей грузовиков очень мало женщин. Среди вахтовиков на буровых вышках тоже женщин практически не наблюдается. Почему женщины не хотят действительного равенства и проявить себя в этих профессиях? Почему отмечается, что именно среди руководителей мало женщин? Женщины нужны и на заводе и в шахте и в деревне, но желающих не видно. Сексизм проявляется скорее как желание получить лучшее место в социуме за счёт половых различий, а не за счет личных достижений. Мой руководитель, например, женщина, по силе характера крепче многих мужчин. Её вопросы сексизма не волнуют и они не помешали ей достигнуть намеченной цели. Права у всех равные, это уже есть, осталось научиться пользоваться ими.
А разве тяжелый физический труд не должен отмереть как непродуктивный? Ну типа чтобы роботы мешки ворочили, а не люди.
В ближайшие лет 500 вообще без вариантов. Существует масса тяжёлой работы, которая требует значительных физических и при этом умственных усилий.
Тогда 2 нюанса:
Но дело все равно вообще не в этом. Мир не станет лучше, если больше мужчин станут мыть тарелки, а женщин — таскать тяжести и укладывать шпалы. Будет здорово, если все получат равные возможности заниматься любимым делом, а тяжелым низкоквалифицированным отупляющим трудом не будет заниматься никто.