«Ты для меня — чёрный ящик»

В прошлый раз я писала , что у любого интервью должна быть тема. Из этого могла бы вырасти рабочая метода:

  • выбери тему;
  • на интервью задавай вопросы только по теме;
  • получится цельная статья.

Но в «Жизе» это не сработает.

Наши герои — владельцы маленьких компаний; мы ничего о них заранее не знаем. И, раз мы ничего не знаем, то не можем и заранее выбрать тему. Возможно, предприниматель расскажет о кредитовании, а может — о том, как совмещать бизнес с отцовством. Заранее не угадаешь.

Я прихожу на интервью и вижу чёрный ящик — человека с опытом и историями, которые нужно добыть. Если я задам не те вопросы — провал. Соберу мало материала — провал. Услышу набор банальных мыслей — провал. У меня есть 40 минут, чтобы нащупать плодотворную тему; и час двадцать, чтобы её хорошенько раскопать.

Первые 40 минут я движусь наугад: задаю впроброс случайные вопросы, надеюсь найти зацепку. Сотрудники? Мимо. Партнёрство? Мимо. Регламенты? Да! Есть! Сейчас узнаю об этом всё.

Я полагаюсь на везение, но ещё — на свой опыт. С каждым новым интервью я узнаю новое: чем живут предприниматели, какие темы можно раскапывать. Этот опыт поможет в следующий раз нащупать тему быстрее.

Когда я писала свои первые интервью, меня разочаровывали ответы героев — они были поверхностные и почти всегда одинаковые. Но дело было не в ответах, а в том, что я заготовила мало наживки. Какой ответ я надеялась получить на вопрос «Как вы нанимаете сотрудников»?! Я не знала, как это бывает, поэтому не могла направить собеседника. И чем больше у меня опыта, тем чаще я нападаю на классные темы, достаю содержательные ответы.

Короче
Чтобы научиться брать интервью, нужно часто брать интервью.
Придумывать тему заранее не нужно, но во время диалога нужно её отыскать.
Посвятите поиску темы первые 40 минут разговора. Вам понадобится внимание, гибкость, чутьё и опыт, чтобы её отыскать.
Когда найдёте, не отпускайте, пока тема не будет исчерпана.

Поделиться
Отправить
Популярное