Путь героя

Предположим, вы хотите рассказать историю о том, как выбрали мотоцикл, оплатили ипотеку или как запустили бизнес. Кажется, достаточно рассказать всё «как есть» — с жизой, фактами и чувственным опытом. Но «как есть» — это хорошо для протокола в полиции, а для истории нужен простроенный сюжет. Я расскажу, какие этапы проходит каждый герой: если построите текст по этим этапам, то даже статья про ипотеку станет интереснее.

У меня была практическая задача: мы с напарницей открыли бизнес, я взялась в телеграм-канале рассказывать про каждый шаг авантюры. Сначала мне было непонятно, что именно рассказывать и как: что важно, а что нет; что интересно, а что нет. А потом пришла сценаристка Анна Лобанова и посоветовала, как строить историю. Я делюсь тем, что узнала от неё.

Ещё Аня подарила мне книжку, которая объяснит всё подробнее. Но я ещё не прочитала

Какие этапы проходит герой

В каждом приключении герой проходит несколько этапов. И не важно, сдает он школьный проект, выступает на Олимпиаде или спасает мир — этапы всегда примерно одни и те же. Чтобы в этом убедиться, выпишите их на листок и возьмите с собой в кино. Если в фильме герой пойдет совсем другим путем, бросьте в меня помидор в комментариях.

Этап Пояснение Пример Эмоция
Событие В мире героя что-то изменилось, это заставляет его шевелиться Мы поспорили с боссом, что сможем сами открыть кофейню Волнение, паника или боевой настрой
Герой ставит задачу Он придумывает, как справиться с ситуацией Мы решили искать помещение для кофейни Ровная
Герой собирает информацию Для этого он обращается к экспертам, читает книги или наблюдает Мы спрашиваем у подписчиков, как найти помещение. Узнаем 6 вариантов: объявить конкурс с призом, нанять риэлтора, искать в ЦИАНе, ходить по городу и смотреть объявления на окнах, опубликовать пост в Фейсбуке, использовать бигдату Ровная
Герой решает, что делать Сам, голосованием, или же подчиняется решению лидера У нас три героини, каждая выбирает решение по себе и мы отправляемся каждая своей дорогой Эмоциональный подъем — «ура, у меня всё получится!»
Герой делает Он выполняет то, что запланировал Каждая из нас рассказывает, как у неё идут дела Подъем — «Получается!»
Факап Что-то идет не так, как рассчитывал герой Ни одна из нас не нашла помещение Страх, грусть, злость
Эмоциональная оттяжка Герою нужно время, чтобы поскорбеть. Он парализован Мы или вместе унываем, или конфликтуем, сваливая вину друг на друга Грусть, агрессия
Герой собирает информацию Снова обращается к экспертам, читает книги или наблюдает. На этот раз советчики должны быть компетентнее, чем в прошлый Мы пишем знатокам ресторанного бизнеса, спрашиваем, как решить задачу иначе Надежда — «Ещё не всё потеряно!»
Герой решает, что делать Теперь решение дается ему сложнее, потому что ставки повышаются Мы утверждаем дедлайн и снижаем требования к помещению Подъем — «На этот раз точно получится!»
Герой делает Герой выполняет то, что запланировал Вместе рассказываем, как идут дела — на этот раз мы сплотились Подъем — «Получается!»
Победа или поражение Это финальная сцена, в которой всё окончательно решается Мы находим точку в бизнес-центре Тотальное счастье

Если история выходит на третий акт, то вместо финальной сцены будет «мнимая победа», а за ней огромный факап и финальная битва. Смотрите:

...

Этап Пояснение Пример Эмоция
Мнимая победа Герой думает, что это счастливый конец Мы находим точку в бизнес-центре Счастье
Огромный факап Этот провал должен быть в два раза больнее предыдущего Перед самым подписанием договора арендодатель нам отказывает Уныние, грусть, страх, агрессия
Эмоциональная оттяжка Герой парализован горем Мы вместе унываем или скандалим, обвиняем друг друга Готовность сдаться
Герой решает, что делать Тут должно быть или озарение, или совет мудреца (мамы, буддийского монаха), или помощь спасителя. Ставки повышаются — герой решает идти ва-банк Мы решаем взять кредит и открыть кофейню на Ленинградском шоссе в морском контейнере Подъем — «Ну всё! Пан или пропал! Мы, черт возьми, сделаем это!!»
Финальная битва Герой выполняет то, что решил, борясь с обстоятельствами Покупаем контейнер, ставим на шоссе, открываем кофейню Ровная
Победа или поражение Финальная сцена, в которой всё решится окончательно Кофейня работает, приносит прибыль Тотальное счастье

То, что я описала — не аутентичная трехактная структура, мы её изменили — например, убрали любовную линию и антагониста. А ещё мы обрубаем третий акт у многих сюжетов, потому что не все они тянут на три акта. В общем мы изрядно переколбасили теорию.

Как я это использую

Я сделала большущую таблицу: слева выписала все сюжетные линии (поиск поставщиков, ремонт, оформление ООО и т. п.), а наверху — этапы пути героя. Я приклеиваю стикеры на каждый этап каждой сюжетной линии — так слежу, как развивается история, и понимаю, какие посты пора подготовить.

Слева — описание героинь. Справа — таблица сюжетных линий

Я не знаю, насколько канал станет интереснее благодаря этим приемам, но мне точно стало интереснее его вести. Раньше я его не контролировала:

  • линии появлялись и забывались;
  • контента было то слишком много, то слишком мало;
  • то выходило 100500 длиннопостов, то одни фотки.

Я часто пропускала этапы: не поставила задачу, а уже рассказываю про варианты решения; или варианты не перечислила, а сразу пишу, на котором мы остановились. Всё это делало линию истории прерывистой.

Но главное — в канале не хватало эмоций, я пропускала все оттяжки. Если случался факап, я переходила сразу к конструктиву: «Мы опоздали арендовать классное помещение. Ок, тогда наш план Б такой-то». Если случалась удача, я добавляла в неё сомнений: «Окей, мы нашли помещение. Но договор не подписан, радоваться рано». Но если нет радости, то не будет и падения — история останется без эмоций. Теперь я вижу, где нужно обрадоваться, пострадать или поспорить с напарницами.

Кстати, о напарницах: после наставлений Анны работу с героинями я тоже изменю, но об этом — в следующем посте.

Как реагируют читатели

Когда составила эту таблицу, я решила попробовать сильную эмоциональную оттяжку.

У меня не сошлись остатки во время инвентаризации. Раньше я об этом упомянула бы вскользь в начале поста, но сам пост посвятила бы полезной информации о том, как вести товарный учет. Но не в этот раз. В этот раз я записала отдельное видео о том, как переживаю утрату 14 000₽. В конце — никаких выводов, никакой пользы; замолкаю до следующего дня. На следующий день — без передышки, без просвета радости — вторая ужасная новость.

Две недели назад мы узнали, что можем остаться без помещения под кофейню. Три дня назад опасения подтвердились. Раньше я держала бы подписчиков в курсе каждого шага: мы узнали, что могут быть проблемы с арендой, мы провели переговоры, мы провели ещё одни переговоры,,, Но в этот раз я придержала информацию, чтобы сделать из факапа полный и неожиданный разгром. И снова после него — никаких полезных выводов, молчание.

Вот реакция подписчиков:

«Я чувствительный читатель, хочется прибежать в Москву и построить вам кофейню из пряников — с леденцовыми окошками и мармеладным потолком».

«Не сдавайтесь! Всё ещё возможно!»

«Добрый день! На канале увидел печальные новости( Мог бы вам немного помочь с местом, есть несколько интересных вариантов».

Те подписчики, которых мы встретили лично, обнимали нас и поддерживали. Полезный пост о товарном учете не вызвал бы таких эмоций.

Я остаюсь на территории журналистики, а не вымысла: я не могу изобразить успех, где его нет, или выдумать факап. Я не могу симулировать эмоции, ведь на меня не работают профессиональные актеры. Но я могу структурировать рассказ, подсветить нужные моменты. Так таблица с сюжетными линиями помогает мне не врать подписчикам, но контролировать то, как именно я рассказываю им правду.

Еще по теме
Статья на ЦП об этом проекте
Диалог, который меняет историю
Как ценности управляют историей
Инструмент писателя — «дерево абстракций»
Деталь и подробность

Поделиться
Отправить
Запинить
7 января   #истории   #приемы
3 комментария
Никита Рагозин

Саша, это вообще очень круто! Один из самых полезных советов по технологии создания контента, спасибо)

Галина Родикеева

Вдохновляет! спасибо за классную статью

Елена Сорокина

Спасибо, спасибо. Вернулась перечитать.
А вот тысячеликий герой не зашёл ((((( есть аудиоверсия онлайн, начинала слушать сначала, потом вразнобой разные куски .... может, не доросла я ещё, но это дичь просто ...

Ваш комментарий
адрес не будет опубликован

ХТМЛ не работает

Ctrl + Enter
Популярное